Учебный план составлен с учетом следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
Федеральные государственные образовательные стандарты основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные
приказом Минобрнауки РФ от от 17.10.13 г. № 1155
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций", утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N
28564).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования" приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) N 1014 от 30 августа 2013 г.
Устав МБДОУ ЦРР – д/с «Сулусчаан» с. Усун - Кюель, утвержденный № 85 от 1 марта
2019г.;
Лицензия на право ведения образовательной деятельности, Государственный
регистрационный номер записи о создании юридического лица:
№ 1613 от 25 марта 2016 г., серия 14 Л 01 № 0001554;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р;
Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20
http://form.instrao.ru;
Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт
стратегии
развития
образования
Российской
академии
образования»
http://form.instrao.ru;
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (одобрена
решением федерального учебного объединения по общему образованию «01» июля
2021 № 2/21)
Программное обеспечение ДОУ:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ инновационная программа дошкольного образования
издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е.
Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой, Мозаика-Синтез Москва, 2019
2. «Тосхол» бырагыраама – сана кэрдиис кэмҥэ» методическай босуобуйа Саха
өрөспүүбүлүкэтин Үөрэ5ин министиэрстибэтин сакааһынан Национальнай оскуолаларын
чинчийэр научнай институтка оҥоһулунна. Хомуйаноҥордулар: Семенова Светлана
Степановна, педагогическай наука кандидата, НОЧНИ директора, Ефимова Диана
-
-
-
-
Гаврильевна, НОЧНИ старшайнаучнайсотруднига Андросова Юлия Владимировна, НОЧНИ
научнайсотруднига, 2014,
3.Программа для дошкольного образования “Кустук” /Т.И.Никифорова, Л.В.Попова,
А.А.Скрябина и др./ Я, 2020
4. Основная образовательная программа “Айыы оҕотун эйгэтэ”. 2015г .
Дополнительные общеобразовательные программы:
1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.,«Ребенок в мире поиска:
поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред.
2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64
3.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/
/ Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников.- С.-П.: Изд. «Детство – Пресс», 2010.
Речевое развитие:1.Саха фольклора. Программа для детей дошкольного возраста по
ознакомлению с якутским фольклором. – Якутск, 1993. (онордулар: Лепчикова Л.П.,
Татаринова Х.К., Иванова Г.Н.)
2.«О5ону чуолкайдык санарарга үөрэтии уонна сурукка үөрэнэргэ бэлэмнээһин» И.И.
Каратаев
3.Эргис Г.У. Якутские сказки, - Якутск; Бичик, 1994
4.Сорокоумова Л.П. Тарбахтары эрчийии – сайдыы бигэ тирэгэ- Дьокуускай; СВФУ
издательско –полиграфический комплекс, 2011
5. Попова М.П. «Программа обучения детей саха русскому языку в национальных детских
садах».
6.А.А. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка».
7.Васильева М.А. «Комплексное перспективное планирование»
8.Семенова С.С. «Тосхол»Базовая программа РС (Я).
9.«Изучаем время» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
10.«Тренажер по развитию речи» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина
С.В.
11.«Аа5ар кинигэ» Л.В. Аргунова, М.Е. Кириллина.
12.«То5о?» кыра энциклопедия, Сандаара Кулаковская
13.«Тыл ооньуулара» Алып Ча5аан
14.«Аа5ыыга уһуйуу» А.К. Николаева, М.Г. Местникова, Д.М. Тогмитова
15.«Ойуур кыыллара» Гоголева М.И., Старостина В.А.
16.«Кэнчээри» К.И. Васильева, А.П. Алексеева
Художественно-эстетическое развитие:
1.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники
2.Еремеева М.К. “Ого кэрэ эйгэтигэр”
3.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования
4.Развитие творческого потенциала детей .Макарова Е.Н., 2012, Чурапча, Сана олох
5.Дошкольникам о живописи. Р.М.Чумичева.Пр., 1999г
6.Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина
Социально-коммуникативное:1. Николаева Е.Н., Иванова Е.М. Чемчуук саас: Иитээччигэ
кеме – Дьокуускай: Изд. ИРО МО РС(Я), 2001.
2. «Тегурук сыл туьулгэтэ» Санаайа-Попова Г.П.
3. Программа «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
-
4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л.
Князева, Р.Б. Стеркина.
5. «Уон икки ый» Дабыл;
6. «Невидимые ниточки природы» Рыжова; «Детский сад» Николаева.
Физическое развитие:1. Пензулаева Л.И “Физкультурные занятия в детском саду”М
2009,2010, 2011.
2.Федоров А.С. “Саха терут оонньуулара” Я 2011.
3.Афанасьев Л.А- Тэрис “Алаас хамсаныылара” Я 1996
- Цифровая образовательная среда
Перечень электронных пособий:
- DVD “Сборник фильмов- спектаклей для детей по произведениям-олонхо- DVD “Сборник якутских
сказок (Саха остуоруйалара)- DVD “Ф.А.Ксенофонтов “Тоҕус Хара тыаны ортотунан көстөр Дьоруо
Маҥан аттаах Дьохсоҕолдьун бухатыыр”
- DVD“Сардаана Харлампьева “:Өбүгэ үгэһин утуинаан”
- Аудиодиски «Времена года».
- Карточки «Найди отличия»
- «Построй по схеме»
- «Дорисуй рисунки»
- «Цифры и предметы»
- Диск «Ледниковый период», «Барби»
- «Окружающий мир»
- «Говорящий плакат» - Правила дорожного движения; Безопасность
- Картинки «Профессии» (презентация - слайд)
- Каринки «Роботы» (презентация –слайд)
- Игра «Учимся мыслить логически»
- Презентация «Моя Якутия», «Чьи следы», «Животные и птицы Якутии», «Растения и
кустарники», «Вода. Круговорот воды» «Воздух»
- Игра «Найди отличия», «4 лишний», «Цвет и свет», «Рисуем по точкам и цифрам»,
«Раскрась по цифрам», «Дополни картинку»
- Обучающие мультики «Цвет. Цифры. Форма»
- Интернет ресурс с сайта www/maam.ruwww/igraemsiawww/pochemuchka.
Содержание учебного плана представлено следующими направлениями развития:
физическое развитие
художественно-эстетическое развитие
познавательное развитие
речевое развитие
социально – коммуникативное развитие
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Образовательные области реализуют в рамках
обязательного дошкольного образования (не менее 60% от общего нормативного
времени, отводимого на основные программы), и вариативной части (не более 40% от
общего объема образовательной деятельности).
Учебный план строится с учетом принципа интеграции образовательных
направлений в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, основывается на комплексно – тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Психолого-педагогическая работа осуществляется по основной образовательной
программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» инновационная программадошкольного
образования издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное
Под редакцией н. Е. вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой
Мозаика-Синтез Москва, 2019; «Тосхол» бырагыраама – сана кэрдиис кэмҥэ»
методическай босуобуйа Саха өрөспүүбүлүкэтин Үөрэ5ин министиэрстибэтин сакааһынан
Национальнай оскуолаларын чинчийэр научнай институтка оҥоһулунна. Хомуйан
оҥордулар: Семенова Светлана Степановна, педагогическай наука кандидата, НОЧНИ
директора, Ефимова Диана Гаврильевна, НОЧНИ старшай научнай сотруднига Андросова
Юлия Владимировна, НОЧНИ научнай сотруднига, 2014; Оскуола иннинээҕи үөрэхтээһин
бырагырааммата “Кустук” /Т.И.Никифорова, Л.В.Попова, А.А.Скрябина уо.д.а./ Дьокуускай,
2020; ООП «Айыы оҕотун эйгэтэ».
Обязательная часть учебного плана направлена
на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности в детско – взрослых сообществах (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения);
в ходе режимных моментов;
на самостоятельную деятельность детей;
на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Деятельность в детско-взрослых сообществах с детьми 4 - 7 лет проводятся в
первую и вторую половину дня в одно время по режиму детского сада. Образовательная
деятельность строится на основе интеграции образовательных областей, с учетом
возрастных возможностей и особенностей детей, специфики и возможностями
образовательных направлений.
Деление основных направлений развития детей сделано с учетом специфических
задач детско – взрослых сообществ, их образовательной деятельности и содержанию
психолого-педагогической работы.
Общее количество образовательной деятельности просчитано в соответствии
требованиями раздела 12 СанПиН 2.4.1.2660-10 с учетом максимально допустимого
объема образовательной нагрузки:
- в II младшей группе (от 1,5 до 3 лет) - продолжительность занятий 15 минут;
- в средней группе (от 3 до 5 лет) - продолжительность занятий 15 - 20 минут;
- в подготовительной и старшей группе (от 5 до 7 лет)– продолжительность занятий
25 - 30 минут.
На каждую возрастную группу в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями разработаны: режим дня и режим двигательной активности, сетка занятий.
В середине каждой деятельности проводятся физкультминутки. Длительность
физкультминутки 10 мин. Физкультурная и музыкальная деятельность проводятся по
сетке образовательной деятельности в определенное время по режиму дня.
В середине образовательной деятельности предусмотрены динамические паузы
(физкультурные минутки). При необходимости осуществляется индивидуально дифференцированный подход, с сочетанием разных форм работы и с учетом утомляемости и
нагрузки детей.
Социально – коммуникативное развитие проводится с учетом принципа интеграции во
всех детско – взрослых сообществах в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников.
Задачи образовательных направлений как речевое, познание и художественное творчество
вынесены в совместную деятельность взрослого и детей, которые осуществляются через
деятельность детско – взрослых сообществ“Дьүкээбил”, “Сүүтүкчээн”, “Бэйбэрикээн”, где
проводятся виды продуктивной деятельности как рисование и шитье. Задачи образовательных
направлений как музыка – детско – взрослого сообщества «Күөрэгэй» реализуются на занятиях
во всех группах 2 раза в неделю музыкальным руководителем.
Культурно-досуговая деятельность - отдых, развлечения, праздники, проводятся 1 раз в
месяц совместно с руководителями и воспитателями согласно комплексно-тематическому
плану.
Области физическая культура и здоровье обеспечивают решение образовательных задач
через физкультурную деятельность детско – взрослого сообщества “Мэнигийээн», которые
проводятся 3 раза в неделю. Проводит инструктор по физической культуре со специальным
физкультурным образованием. При проведении подвижных игр на воздухе учитывается
температурный режим: для детей II младшей и средней группы не ниже –15 С и скорости ветра
не более 15 м/с, для детей старшей и подготовительной группы не ниже 20С и скорости ветра не
более 15 м/с. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях число
подвижных игр, занятий физкультурой на открытом воздухе увеличивается. Так же во всех
возрастных группах задачи образовательной области здоровье решаются через занятия с
детьми, имеющими нарушения осанки, плоскостопия, часто болеющими, под руководством и по
плану работы медицинской сестры как дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию,
закаливание после сна и профилактику горла.
В подготовительной группе проводятся специально организованные занятия, 2 раза в
неделю по обучению к грамоте.
Часть формируемая участниками образовательного процесса учебного плана
реализуется по пяти направлениям (физическое, социально – коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно – эстетическое) через все виды деятельности в
детско – взрослых сообществах с учетом возрастных особенностей детей, климатических
условий и календарных праздников как национально – региональный компонент и
приоритетное направление, занимая не более 40% от общего объема учебной нагрузки.
Региональный компонент в деятельности детско – взрослого сообщества «Мэнигийээн»
осуществляется через выполнение физического комплекса «КЭНЧЭЭРИ» (Утвержден МО
РС(Я) 2005г.), в использовании элементов национальных видов спорта и через базовую
программу «Тосхол» (Утвержден МО РС(Я), 2002 г.), «Тосхол» бырагыраама – сана кэрдиис
кэмнэ» методическое пособие 2014, Оскуола иннинээҕи үөрэхтээһин бырагырааммата
“Кустук” /Т.И.Никифорова, Л.В.Попова, А.А.Скрябина уо.д.а./ Дь., 2020. Программнонормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных
учреждений МО РС(Я). По речевому развитию используется методическое пособие «Оҕону
чуолкайдык саҥарарга үөрэтии» И.И.Каратаев.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В
ВОЗРАСТЕ ОТ 1,5 ДО 7 ЛЕТ
НА 2021 – 2022 уч. год
Группа № 1 – II младшая группа
Понедельник
Вторник
«Күөрэгэй»
9.30-9.45
Перерыв
9.15-9.25
«Речевое
развитие»
9.00-9.15
20минут
Среда
Четверг
Пятница
«Познавательное «Чтение
развитие»
художественной
9.00-9.15
литературы»
9.00-9.15
Перерыв
9.15-9.25
Перерыв
9.15-9.25
«Мэнигийээн»
9.25-9.50
«Мэнигийээн»
9.25-9.40
«Рисование»
9.00-9.15
«Күөрэгэй»
9.00-9.15
Перерыв
9.15-9.25
Перерыв
9.15-10.00
20минут
20минут
20минут
«Ручной
9.25-9.40
труд»
«Мэнигийээн»
10.00-10.15
20минут
Общая длительность совместной образовательной деятельности в неделю – 1часа 30минут
Группа № 2 – средняя группа
Понедельник
Сообщество
«Дьүкээбил»
9.00-9.20
Вторник
«Познавательное
развитие»
9.00-9.20
Перерыв
9.20-9.30
Перерыв
9.20-9.30
Сообщество
«Мэнигийээн»
9.30-9.50
Сообщество
«Сүүтүкчээн»
9.30-9.50
Среда
«Речевое
развитие»
9.00-9.20
Перерыв
9.20-9.30
60минут
Пятница
«Күөрэгэй»
9.00-9.20
Перерыв
9.20-9.30
Перерыв
9.20-9.30
Сообщество
«Аппликация» «Мэнигийээн»
9.30-9.50
9.30-9.50
Сообщество
«Мэнигийээн»
9.30-9.50
«Чтение
художественной
литературы»
16.00-16.30
Сообщество
«Күөрэгэй»
16.30-16.50
40минут
Четверг
«Конструирование»
9.00-9.20
40минут
60минут
Общая длительность совместной образовательной деятельности в неделю –
40 минут
4 часа 00 минут
Группа № 3 – подготовительная и старшая группы
Понедельник
«Бэйбэрикээн» ст.гр
«Речевое развитие»
подг.гр.
9.00-9.30
Перерыв
9.30-9.40
«Леготехника»
подг.гр.
«Дьүкээбил» ст.гр.
9.40-10.10
Перерыв
10.10-10.20
«Мэнигийээн»
10.20-10.50
Вторник
«Грамота»
подг.гр.
«Сүүтүкчээн»
ст.гр.
9.00-9.30
Перерыв
9.30-9.40
«Дьүкээбил»
подг.гр.
Аппликация
ст.гр.
9.40-10.10
Перерыв
10.10-10.20
«Исслед.
деятельность»
подг.гр.
«Бэйбэрикээн»
ст.гр
10.20-10.50
Среда
«Познавательное
развитие»
подг.гр.
«Бэйбэрикээн»
ст.гр
9.00-9.30
Четверг
«Сүүтүкчээн»
ст.гр.
«Речевое
развитие»
подг.гр.
9.00-9.30
Перерыв
9.30-9.40
Перерыв
9.30-9.40
«Грамота»
подг.гр.
«Речевое
развитие» ст.гр.
9.40-10.10
«Мэнигийээн»
9.40-10.10
- «Познавательное
развитие» подг.гр
- «Дьүкээбил» ст.гр.
9.40-10.10
Перерыв
10.10-10.20
Перерыв
10.10 – 10.20
Перерыв
10.10 – 10.20
«Сүүтүкчээн»
подг..гр.
10.20-10.50
«Аппликация»
подг.гр.
10.20 – 10.50
«Мэнигийээн»
10.20-10.50
Пятница
-«Познавательное
развитие» ст.гр.
- «Дьүкээбил»
подг.гр.
9.00-9.30
Перерыв
9.30-9.40
«Күөрэгэй»
16.30-17.00
1час 15 минут
«Күөрэгэй»
16.30-17.00
1час 40 минут
1час 15 минут
1час 15 минут
50 минут
1час 30 минут
2час 00 минут
1час 30 минут
2час 00 минут
1 час 30 минут
Общая длительность совместной образовательной деятельности в неделю в старшей группе –
6ч. 15м., в подготовительной группе – 8ч. 30 м.